Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Оротская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Усть-Оротская СОШ»)
О школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Оротская средняя общеобразовательная школа» Кижингинского района Республики Бурятия
Школа осуществляет образовательный процесс по образовательным программ 4 уровней:
- дошкольное образование (4 года);
- начальное общее образование (4 года);
- основное общее образование (5 лет);
- среднее общее образование (2 года).
На 1 сентября 2024 года в школе обучаются 60 человек , 11 классов. Занятия в школе ведутся на русском языке. Со второго класса изучается иностранный язык - английский, в 9 классе изучается второй иностранный язык - французский. Со 2-9 классы изучается бурятский язык как государственный (второй).
Школа работает в режиме пятидневной рабочей недели. Длительность уроков со 2 по 11 класс - 40 минут, длительность уроков в 1 классе первого полугодия - 35 минут, со второго полугодия 40 минут.
Учебный процесс осуществляется педагогическим коллективом в количестве 16 человек
Филиалов и представительств школа не имеет.
История школы
Школа в с. Усть-Орот была открыта в 1942 году, заведующим которого был назначен Рабданов Гараб Рабданович, учителями работали сестры Чимитовы. Среди первых учеников имена Цыренова Агвана, Гончикдоржиева Моглома, Рыгзеновой Цырмы, Рабданова Цыбана,Рыбдылова Доржо и других. На базе начальной школы была открыта семилетняя школа. Директором работал Дашиев Цыдып Дашиевич. В конце 1949 года директором был назначен Ц.Т.Тогтохоевич, который проработал до 1963 года. В 1961 г. по проекту типовых зданий начальных школ построено здание начальной школы, которое функционирует до сих пор, где занимаются учащиеся подготовительной группы. В 1964 г. Рыбдылов Д.Б., будучи заместителем секретаря производственного комитета по идеологии, поднял вопрос «Об инициативном строительстве школ», где доказал необходимость строительства 8-летней школы на 100 мест в с. Усть-Орот. И в марте-апреле 1965 г. было принято решение о строительстве школы на 160 мест в с. Усть-Орот по проекту Зун-Хурайской 7-летней школы с некоторыми изменениями. В 1967 г. введено в эксплуатацию здание школы (главный корпус). В эту пору школа реорганизована в 8-летнюю школу. Школа работала над реализацией постановления правительства по осуществлению политехнического обучения. Произошли значительные изменения в учебной программе. Важное значение уделяли предметам естественно - математического цикла. Интенсивно оборудовались кабинеты химии, физики, биологии, математики. Работу педагогического коллектива возглавлял директор Аюржанаев Агбан Аюржанаевич. Несмотря на трудности, учителя работали с энтузиазмом, проводили дополнительные занятия, кружки, факультативы... Контингент учащихся возрастает. Назрел вопрос о строительстве второго учебного корпуса. С 1973 года школа переходит в статус средней. В 1974 году введено в эксплуатацию здание второго учебного корпуса. В 1975 г. было построено здание пришкольного интерната, так как развивалось сельское хозяйство, возросло количество жителей, сюда приезжали учиться дети с трех сел: Орота, Кодунского станка, Эхи-Торхон. Первым директором средней школы стал Савельев Григорий Сагадаевич. Завучем работала Галсанова Т.А., организатором Олзошкина Л.Д. Немало усилий приложили для укрепления материально-технической базы - приобреталось современное оборудование для кабинетов, спортивный инвентарь. Большое внимание уделялось профессиональной подготовке, которая велась по направлениям: «животновод». «полевод – механизатор». Практические занятия проводились на базе молочно-товарной фермы совхоза «50 лет октября» Выпускники школы, получив такую подготовку в школе, оставались работать в родном совхозе и многие из них стали ударниками совхозного производства, награждались значками «Молодой гвардеец пятилетки».
В 80-е годы коллектив школы работал над дальнейшим совершенствованием учебно-воспитательного процесса, повышением качества знаний, умений и навыков учащихся, прогнозированием перспектив развития личности, индивидуализацией и дифференциацией обучения, воспитания и развития учащихся. Важную роль в решении эти задач сыграл Дашидоржин Б.Г. возглавлявший коллектив в течение 15 лет. Это энтузиаст, внесший большой вклад в укрепление материально-технической базы школы. При нем, в 1987 г., в период реформирования общеобразовательных школ построен новый корпус для учащихся 1 класса - шестилеток, пущена в эксплуатацию школьная столовая, расширен пришкольный участок. Баир Гундуевич смог добиться выделения техники для школы. Так, через ходатайство депутата Верховного совета СССР Рампилову Р.Н. школе был выделен автобус ПАЗ: 24-местный, также выделен трактор МТЗ-80. Все эти годы в школе трудился дружный, спаянный одной благородной целью коллектив,
из поколения в поколение развивая, обогащая и претворяя в жизнь все лучшее. В 1986 году по призыву РК ВЛКСМ Кижингинского района выпускники изъявили желание остаться в родном совхозе и создали первую в районе комсомольско-молодежную бригаду по уходу за молодняком - приняли 710 голов. В итоге были награждены комсомольской путевкой в г. Вильнюс в 1986 году.
Фольклорный ансамбль «Найдал» создан в 1991 г. на основе 4 класса, классным и музыкальным руководителем которого является Р.Х-С. Найданова. В августе 1991 г. 10 ребят ансамбля участвовали в культурной программе Всероссийской малой олимпиады юношества в лагере «Орленок». В октябре 1991 г. 15 участников ансамбля принимали участие в работе школы народной культуры во Всероссийском детском центре «Океан».
С 1999 года по 2001 год директором работал Балданов Д.Б. Несмотря на трудное финансово-экономическое время, социальные трудности, школа не утратила былые традиции, учителя остались верны своей профессии. Учитель начальных классов Чимитцыренова С.С. участвовала в районном конкурсе «Учитель года» и заняла почетное второе место. С 2001г. по 2005 год работала директором Борохитова Л-Х.Ж. За эти годы педагогический коллектив значительно повысил свой методический уровень. Из 25 учителей 63 % имели высшие и первые квалификационные категории. В 2002 году учитель математики Бальжирова Д.Б. на районном конкурсе «Я иду на урок» заняла второе место. Школа разработала модель школы-мастерской, главной особенностью которой стали художественно-творческие мастерские как насыщенное пространство, организованное во взаимодействии с социумом.
В настоящее время в школе обучается 90 детей и трудится 13 педагогов. В школе создано единое информационное пространство, объединяющее в локальную сеть 12 ноутбуков. Создан школьный сайт, где размещены нормативно-правовая база и разнообразная информация для учеников, родителей, учащихся, выпускников, организован доступ с любого компьютера, включенного в локальную сеть, к ресурсам сети Интернет. По КПМО в школу поступили кабинеты биологии, английского языка, физики, информатики, позволяющие проводить уроки с применением новых технологий. По ПНПО «Образование» поступила новая учебная мебель во всех кабинетах. В 2007 году состоялось открытие школьной столовой на 100 посадочных мест, отвечающей всем требованиям Роспотребнадзора, построенной силами учителей, технических работников и родителей.
Призером республиканского конкурса «Лидер профсоюзного движения- 2010» стала Балданова Г.Г.
С 2011-12 учебного года школа принимает участие в общероссийском проекте «Школа цифрового века», позволяющем каждому получать предметно-методический журнал издательского дома «Первое сентября» Второй год реализуется проект «Лучшие по достижениям», поддерживающий активных, выявляющий одаренных детей по разным номинациям. Спонсорами ежегодного мероприятия выступают известные выпускники школы: Самбуев Д.Н., заслуженный врач РБ, Раднаев Б.Б., заслуженный тренер РФ, Очиров В.Ц., отличник просвещения, Доржиев Б.Д., заслуженный учитель РБ, Дашиев Б. Б., директор ООО «Мясной двор». В начале нового учебного года все окна заменены на евроокна, произведена работа по утеплению стен и покрытию профнастилом общей площадью 1000 кв. м. В зданиях школы поддерживается допустимый температурный режим, благодаря замене котла и электронасоса. Учителя и учащиеся школы оценивают интерактивный комплекс, поступивший в школу в последние дни. За 80 лет школа подготовила 48 выпусков, 727 выпускников получили аттестаты о полном общем среднем образовании. За последние годы 7 выпускников окончили школу с серебряной медалью. Благодаря усилиям, неустанному труду и творческой работе тех, кто стоял у истоков и тех, кто сейчас отдает все усилия на воспитание и обучение, живет и здравствует наша школа.
.Л.Н.Доржиева директор МБОУ «Усть-Оротская средняя школа» с 2005-2024 гг, Почетный работник общего образования.
Образование и формы обучения
В МБОУ «Усть-Оротская СОШ» реализуется очная форма обучения.
Начальное общее образование: очная форма обучения.
Основное общее образование: очная форма обучения.
Среднее общее образование: очная форма обучения.
Программа развития
1. Краткая аннотация Программы
Программа развития МБОУ «Усть-Оротская СОШ» на 2020-2025 годы «От успеха в школе к успеху в жизни» представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии. Программа подготовлена рабочей группой школы. Разработка программы обусловлена возрастанием роли образовательной сферы в социально-экономическом развитии динамично развивающегося общества. Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. Программа является инструментом управления, развитием образовательного процесса и учреждения в целом. Она предназначена для систематизации управления развитием школы, а также разработки и реализации комплекса мер, направленных на достижение школой качества образования, адекватного запросам современного российского общества, уровню развития педагогической науки и меняющимся социально-экономическим условиям; на становление демократического уклада школы как действующей модели гражданского общества, которая призвана в конечном счете обеспечить достижение целей, поставленных в государственной программе Российской Федерации «Развитие Образования» на 2020 -2025 годы:
цель 1 - качество образования, которое характеризуется: обеспечением глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождением Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
цель 2 - доступность образования
цель 3 - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Школа должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения.
Фотографии

